Бренд — это, с точки зрения потребителя, такой понятный и логичный образ в голове. Вот, и вот эти все чувства, мысли, эмоции, связанные с выгодой от обладания товаром, услугой. А с точки зрения бизнеса, ну в условиях конкуренции, это главный актив компании, это и мощный инструмент развития, и инструмент добавочной стоимости. А еще один из немногих инструментов, чтобы запихнуть в головы потребителя, в общем, ваш товар и услугу.
Первая ассоциация, которая возникает при слове бренд, это, конечно же, известные логотипы, всемирно известные бренды, запоминающиеся упаковки и сцены из рекламных роликов. Но мы для себя смотрим на бренд в первую очередь как на один из основополагающих подходов к бизнесу, к ведению бизнеса, который заключается в том, что у твоего продукта есть некая дополнительная ценность, которая позволяет тебе при прочих равных условиях больше продавать, больше зарабатывать или снизить какие-то риски для бизнеса, или все сразу, если у тебя сильный бренд.
Роль бренда и, соответственно, брендинг за последние сто срочным лет выросло колоссально. Часто бренда представляет просто как торговую марку. При этом еще 40-50 лет назад это было достаточно актуально. Но не сейчас. Не каждая торговая марка является брендом. Чтобы действительно называться брендом, она должна обладать способностью производить определенные впечатления на потребителя. Бренд – это не осязаемое обещание или впечатление. Это не просто некая торговая марка и тем более не просто физический продукт.
Бренд — это набор качеств, характеристик, визуальных атрибутов, символов и слов, которые люди ассоциируют с каким-то продуктом или услугой. Например, когда мы думаем про Nike, в нашей голове появляется облако образов и тегов. Туда входит, естественно, фирменный наиковский служ, туда входит их знаменитый слоган Just Do It, туда входит какие-то прилагательные, которые мы ассоциируем с Nike, дерзкий, быстрый, упорный, спортивный, естественно. Туда входит даже какие-то конкретные личности, например, Майкл Джордан или Джеймс Леброн. Все это происходит, потому что они последовательны в своих коммуникациях.
Это весь опыт, который человек получает от взаимодействия с вашим продуктом или компании. Это то, как продукт выглядит, какое на ощупь, какое на вкус, как он упакован, во что он упакован. Все это создает определенный опыт. И сумма этого опыта от любого взаимодействия – это и есть бренд.
Бренд — это в первую очередь набор элементов, которые представляют из себя эмоции, ассоциации, которые в первую очередь возникают в голове у потребителя. Бранд может иметь какие-то атрибуты, элементы в виде фирменного стиля, отражающий себя логотип, фирменные цвета, визуальную графику, иметь характер, отражающийся в каких-то видеороликах, которые мы делаем.
Бренд – это определенное место вашего товара, услуги или компании в сознании человека. И вот это самое ключевое – сознание человека. И вокруг вот этого места существует облако, облако тегов, определенных ассоциаций, которые мы создаем. Если мы вспомним бренд Coca-Cola, то первое, что нам приходит в голову, это красный цвет, например, как у меня сейчас, или форма бутылки. Это есть атрибуты бренда, узнаваемость, мы быстро его помещаем и сидим в голове, окей, да, это как у колы.
Бренд — это по-настоящему живой организм. И если с чем-то это сравнить, то можно сравнить просто с человеком, можно сравнить с тобой. Все, что есть у бренда, есть и у тебя. Есть лицо, это логотип, есть голос, это tone of voice, есть образ жизни, это миссия бренда, который является, можно сказать, неким гайдом. Все, что в нас самих есть, мы можем переложить на бренд.
Но если много серьезно и скучнее, то бренд — это один из маркет-конструментов, который направлен на повышение стоимости продукта и увеличение, получается, излигаемой за это всего прибыли. Так как покупать продукты слишком скучно и слишком просто, в современном мире требуется добавлять какое-то важное ощущение, сопричастность к чему-то большему и важному, что стоит за всеми этими продуктами или услугами